История и развитие компании

История и развитие компании В 1912 году Государственная Дума России рассмотрела смету на строительство железной дороги в Якутскую область. Но до начала работ дело так и не дошло, в преддверии Первой мировой войны в приоритете у государства были другие задачи.

Уже в советской России в 1931 году Академия наук СССР, по обращению председателя ВЦИК и Совнаркома ЯАССР Максима Аммосова, организовала научно-исследовательскую экспедицию с целью изучения производственных и этнических сил Якутии. Вопрос строительства железной дороги в рамках экспедиции исследовался учёными отдельно. И по итогам изысканий специалистов АЯМ получил серьёзное научное обоснование. В конце тридцатых — начале сороковых годов первые километры рельс были проложены от Транссиба на север, но снова вмешалась война — Великая Отечественная. Рельсы были демонтированы и отправлены на сталинградскую рокаду.

И только через четверть века — в середине шестидесятых, с началом интенсивного освоения месторождений золота, олова, сурьмы, угля и алмазов в Якутии, в связи с принятием решения о формировании Южно-Якутского территориально-производственного комплекса, строительство АЯМ признали необходимым.

В 1975 году началось строительство линии Тында-Беркакит, а через 10 лет, в 1985 году, бамовцы — коллектив отряда «Якутский комсомолец», приступили к строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск.

Сложности переходного периода не способствовали продвижению строительства. И в 1995 году, чтобы уложить эту важнейшую для экономики России железнодорожную линию, издаётся распоряжение Правительства Российской Федерации № 862-р «О мерах по завершению строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск (правый берег р. Лены)». На основании этого документа на базе ликвидированного Министерства по делам Амуро-Якутской магистрали и реорганизованного государственного предприятия «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит-Томмот-Якутск» было создано открытое акционерное общество «Акционерная компания „Железные дороги Якутии“».

Сегодня АО «АК "ЖДЯ"» — это, по сути, целая железнодорожная отрасль самого большого субъекта Российской Федерации, ставшая для него за два десятилетия одной из основных прогрессивных составляющих экономики. Якутия — один из самых богатых по природным запасам регионов. Благодаря запущенной части ветки уже начато освоение Денисовского, Чульмаканского и Инаглинского месторождений угля. А вдоль проложенной колеи насчитывается более полутора тысяч разведанных месторождений различных полезных ископаемых, в том числе нефти и газа. Железная дорога также мощный толчок и для социального развития региона. Её наличие обеспечивает транспортную доступность и своевременную доставку жизненно важных грузов. Десятки поселков и городов Южной и Центральной Якутии получили круглогодичную связь с основной сетью железных дорог страны.

Деятельность АК «Железные дороги Якутии» имеет важное стратегическое значение не только для Якутии, но и для Дальневосточного края, а, значит — для России в целом. Во-первых, АК «ЖДЯ» — неотъемлемая часть создания территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), планирующейся к формированию в районе Нижнего Бестяха, где будет создан крупнейший на северо-востоке России транспортно-логистический узел, объединяющий три федеральные автодороги, железнодорожную магистраль и водную транспортную артерию, связывающую БАМ с Северным морским путём. Во-вторых, с возведением мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска железная дорога сможет двинуться дальше — в Магадан, чтобы соединить ещё один богатейший регион с основной частью России.


2022
  • 3-4 июня в г. Якутске состоялась конференция «Путь на Магадан», посвященная строительству железной дороги  Нижний Бестях – Магадан.
    Конференция организована   Правительством Республики Саха (Якутия) при поддержке Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, Правительства Магаданской области, ОАО «РЖД». Генеральным партнером конференции выступила Акционерная компания «Железные дороги Якутии», а информационным партнером - журнал «РЖД-партнер».
    Проведение конференции приурочено к 100-летию образования Якутской АССР.
    В конференции приняло участие около 100 руководителей и ведущих специалистов органов государственного управления различного уровня, представителей экспертного сообщества ведущих научно-исследовательских, проектных и строительных организаций из Магаданской области, Москвы, Новосибирска, Хабаровска, Амурской области, Бурятии, Республики Саха (Якутия)  и Китая. Прямую трансляцию пленарного заседания конференции посмотрели 517 представителей китайского бизнеса.
    В рамках конференции состоялось пленарное заседание «Дорога на Магадан – стержень развития Северо-Востока страны» и два круглых стола - «Уникальному проекту – новые технологии», «Железная дорога на Магадан – как достигнуть цели?».
  • 24 августа 2022 года состоялся запуск пассажирского поезда  Нижний Бестях - Благовещенск
2021
  • 15 июня 2021 года состоялся запуск пассажирского поезда Нижний Бестях – Тында и открыт новый беспересадочный маршрут Нижний Бестях - Владивосток
2020
  • 30 января открыто беспересадочное сообщение по маршруту Нижний Бестях – Хабаровск
  • 13 декабря впервые пассажирский поезд 327/328 «Нижний Бестях-Нерюнгри» отправится со станции  Нижний Бестях не утром, а по новому расписанию вечером в 19 часов 30 минут по местному времени.
  • 20 декабря открыто беспересадочное сообщение по маршруту Нижний Бестях - Иркутск
2019
  • В июне Федеральным агентством железнодорожного транспорта издан приказ №270 об открытии для постоянной эксплуатации железнодорожных путей общего пользования  на объекте «Строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот – Якутск железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск. I этап».
    Приказ подписан на основании акта приемочной комиссии Федерального агентства железнодорожного транспорта по определению готовности к открытию для постоянной эксплуатации.
  • 27 июля состоялось открытие пассажирского движения до станции Нижний Бестях
  • В октябре запущена солнечная электростанция на ст. Рассолода
  • 16 октября открыт Пункт ожидания пассажиров на причале Нижний Бестях
  • Первая партия сжиженного природного газа   объемом 33,4 тонн назначением в Монголию пересекла российско - монгольскую границу и 5 ноября принята получателем – монгольской компанией «UB Metan». Груз отгружен в криогенных танк-контейнерах  22 октября со станции Нижний Бестях. Производителем сжиженного природного газа является ООО «Сжиженный природный газ» (ООО «СПГ»). Грузоотправителем выступило ООО «Сибирская топливно-энергетическая компания» («СиТЭК»), экспедитором и оператором подвижного состава – ООО «Якутское контейнерное агентство». СПГ будет  использован в качестве моторного топлива на муниципальном транспорте в столице Монголии – Улан-Баторе. Объем контракта составляет пока 5 тысяч тонн в год.
  • С 10 ноября Железнодорожные вокзалы ЖДЯ включены в перечень Единого центра содействия мобильности ОАО «РЖД»
  • В декабре на ст. Нижний Бестях проведен  первый конкурс ледовых скульптур на призы Акционерной компании "Железные дороги Якутии"
2018
  • Со 2 января 2018 года вступил в силу приказ ФАС РФ от 12.12.2017г. № 1666/17 «Об установлении тарифов, сборов и плат за услуги, связанные с перевозкой грузов, и правил их применения  при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе перевозок порожнего железнодорожного подвижного состава в составе грузовых поездов, с участием инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования АО «АК «ЖДЯ»
  • 21 апреля  в Москве между Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор) и АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» состоялось подписание государственного контракта на строительство пускового комплекса Томмот – Якутск (Нижний Бестях) железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск в Республике Саха (Якутия). Стоимость контракта определена в сумме 1,84 млрд рублей
  • 20-21 июля 2018 года г. Якутске прошла  Международная научно-практическая конференции  «Переход через Лену: Пути решения», целью которой стало обсуждение достижений российских и зарубежных мостостроителей для объединения усилий по строительству транспортного перехода через реку Лена в районе города Якутска
  • На станции Нижний Бестиях 5 августа состоялась  памятная акция  - агитпоезд "Комсомольской правды" - посвященная 100-летию ВЛКСМ. В этот же день в камне на привокзальной площади станции Нижний Бестях   заложена капсула времени с обращениями  к молодежи 2068 года.
  • 24 декабря состоялась приемка  рабочей комиссией   выполненных АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» объемов работ в  соответствии с Государственным контрактом  на строительство пускового комплекса Томмот-Якутск (Нижний Бестях),  заключенным между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии»  21 апреля 2018 года. Срок окончания работ был определен до 28 декабря 2018 года.
  • Компания «Железные дороги Якутии»  в ноябре 2018 года выиграла конкурс на строительство железнодорожной станции ОФ «Инаглинская -2» и подъездного железнодорожного пути  от станции Чульбасс до станции ОФ «Инаглинская-2» в составе объекта «Железнодорожная инфраструктура ГОК «Инаглинский» на общую сумму более 3 млрд. рублей. Этот объем средств включает  строительство земляного полотна, верхнего строения пути и  искусственных сооружений.
2017
  • На  ст. Нижний Бестях состоялся  I Международный профессиональный конкурс «Выбор пути» в номинации «Лучший машинист» тепловоза
  • С 4 июля открыта продажа электронных проездных документов в пассажирские вагоны перевозчика АО «АК «Железные дороги Якутии».
2016
  • Первый опыт внедрения альтернативной электроэнергии на железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск.  Монтаж солнечной электростанции мощностью 18 кВт/ч  на станции Кердем в режиме тестового запуска был произведен в 2016 году в целях сокращения эксплуатационных затрат на выработку электрической энергии
  • Открытие спортивного комплекса «Локомотив»
  • 12 ноября  компания  «Железные дороги Якутии»     запустила в эксплуатацию в тестовом режиме устройства технологической связи и микропроцессорной централизации стрелок и сигналов Эбилок-950 производства российско-шведской компании ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)»   на железнодорожных станциях Чульман и Нерюнгри-грузовая.
2015
  • Первый состав с углём отправлен по новой железнодорожной ветке от горно-обогатительного комплекса «Инаглинский» из Нерюнгринского района РС(Я)
2014
  • Сдан во временную эксплуатацию пусковой комплекс Томмот-Нижний Бестях протяженностью 439 км и прибыл первый грузовой поезд на ст. Нижний Бестях
  • Введен в эксплуатацию клинико-диагностический центр ОАО «АК «ЖДЯ»
2013
  • Проведена третья международная научно-техническая конференция «Опыт модернизации тепловозов: инновационный аспект»
  • Введена в работу система мониторинга транспорта и контроля над расходом топлива
  • Закончены работы по укладке оптико-волоконной линии связи на железнодорожном участке "Томмот - Нижний Бестях"
  • Запущена микропроцессорная система централизации Ebilock 950 на станции Амга и на разъезде Болотный
  • Организована ПЧ-3 — Бестяхская дистанция пути
2012
  • По инициативе ОАО «АК "Железные дороги Якутии"» впервые в г. Алдане Министерством профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я) проведена предметная олимпиада на целевые места в Дальневосточный государственный университет путей сообщения
  • В целях реализации постановления Правительства России № 242 «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск» из средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) выделено 260,55 млн рублей, которые были направлены на строительство третьей очереди локомотивного депо станции Алдан, укладку волоконно-оптической линии связи на участке Беркакит-Алдан и реконструкцию станции Нерюнгри-грузовая
2011
  • Строящаяся железная дорога пересекла границу Хангаласского и Мегино-Хангаласского улусов Республики Саха (Якутия)
  • Уложено «золотое звено» на станции Нижний Бестях
  • Получено разрешение на строительство третьей очереди локомотивного депо
  • Приступили к первому этапу строительства цеха ТО-4 на территории локомотивного депо ст. Алдан
2010
  • Строящаяся железная дорога пересекла границу Алданского и Хангаласского районов Республики Саха (Якутия)
  • Подписан долгосрочный договор на модернизацию маневровых локомотивов АК «ЖДЯ» с ОАО «Кировский машзавод 1 мая»
  • Железная дорога пришла на станцию Кердем
  • Проведена вторая международная научно-практическая конференция «Современные технологии модернизации тягового подвижного состава для предприятий железнодорожного транспорта и частных операторов»
  • Подписано соглашение о направлении на эксплуатационные испытания тепловоза ТЭ33А серии EVOLUTION на полигоне ОАО «АК «ЖДЯ»
2009
  • Открылось рабочее движение на участке "Томмот - Амга"
2008
  • Началось функционирование в рабочем объёме автоматизированной системы «ЭТРАН»
  • Сдан под укладку железнодорожный мост через р. Амга длиной 346,7 метров
2007
  • Проведена первая международная научно-практическая конференция «Модернизация тепловозов. Пути решения»
  • Начата реализация программы модернизации локомотивного парка АК «Железные дороги Якутии»
  • Приказом ФСТ РФ № 263-т/1 утверждено тарифное руководство ОАО «АК „Железные дороги Якутии“» на перевозку грузов по инфраструктуре Нерюнгри-грузовая - Томмот
  • Выполнена операция по передаче 50% акций ОАО «АК "ЖДЯ"» в уставный капитал ОАО «РЖД»
2006
  • Подписано соглашение «Об осуществлении деятельности по организована перевозка грузов в грузовых вагонах и контейнерах в прямом сообщении между ОАО "РЖД" и ОАО АК "ЖДЯ"»
  • Сдан под укладку железнодорожный мост через р. Алдан длиной 500 метров
  • Участок Нерюнгри-грузовая-Томмот официально признан инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования
2005
  • Началось строительство железнодорожной линии Томмот - Кердем - Якутск
2004
  • Вышло постановление Правительства Российской Федерации № 242 «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск»
  • Сдан в эксплуатацию с пуском пассажирского сообщения участок Нерюнгри-грузовая-Томмот
2003
  • Cоздана профсоюзная организация АК «Железные дороги Якутии»
  • Станции Алдан и Томмот включены в прямое сообщение с общей сетью МПС РФ для приёма грузов в среднетоннажных и крупнотоннажных контейнерах
2002
  • Участок Нерюнгри-грузовая-Томмот открыт в прямом сообщении для приёма грузов в вагонах
1998
  • Пущен в эксплуатацию прирельсовый пункт приёма нефтепродуктов Томмотской нефтебазы, на котором в зимний период 1998/99 гг. переработано около 6000 тонн нефтепродуктов
1997
  • Началась организация перевозочного процесса на участке Нерюнри-грузовая - Алдан
  • Прибыл первый поезд на ст. Томмот
1995
  • Началась отгрузка угля на Транссибирскую магистраль с разъезда Тенистый, первоначально — в 1995 году, она составила всего 25,5 тыс. тонн, а в следующем, 1996 году выросла до 239,2 тыс. тонн
  • Вышло распоряжение Правительства России № 862-р «О мерах по завершению строительства железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск (правый берег р. Лены)»
  • Вышел указ президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева о создании открытого акционерного общества «Акционерная компания "Железные дороги Якутии"»
1992
  • Было уложено «золотое звено» и прибыл первый поезд на ст. Алдан
  • Началась перевозка народно-хозяйственных грузов на участке Нерюнгри-грузовая-Алдан и отгрузка угля за пределы республики с разреза Денисовский
1985
  • Началось строительство железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск