Уже весной ОАО «АК «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ) может начать работать по новой тарифной системе. Правление Федеральной службы по тарифам РФ (ФСТ) планирует рассмотреть методику тарифообразования компании до конца марта 2007 года. До 2006 года «Железные дороги Якутии» не имели статуса инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Соответственно не были внесены в реестр субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте. Тарифы компании утверждались Региональной энергетической комиссией Республики Саха (Якутия). С изменением статуса ЖДЯ тарифы компании в соответствии с законодательством должны утверждаться ФСТ. Как рассказал «Гудку» главный экономист ОАО «АК «ЖДЯ» Василий Гаврильев, новая методика расчета тарифов была разработана силами специалистов компании и представлена для утверждения в ФСТ. «Мы не исключаем, что в дальнейшем для ее совершенствования ЖДЯ привлекут отраслевые институты. Но первые шаги при разработке «с чистого листа» методики расчета тарифов на услуги ЖДЯ нам пришлось делать самостоятельно», – отметил он. Основные цели внедрения методики – приведение в соответствие действующему законодательству порядка установления тарифов компании. Как результат – объявление экономически обоснованного размера тарифов на услуги компании на федеральном уровне, что дает возможность грузоотправителю, предъявляющему груз к перевозке на ЖДЯ либо с ЖДЯ, внести провозную плату за весь путь следования на станции отправления. «При разработке тарифной политики мы не пошли по пути прямого копирования действующего на сети российских железных дорог Прейскуранта 10-01, но принципиальных отличий в нашей методике нет. Ставка также начисляется в расчете на один вагон. Однако в нашей методике расчета перевозочного тарифа осуществляется его разделение на составляющие, соответствующие основным технологическим и производственным процессам, а именно выделены четыре составляющие: инфраструктурная, локомотивная, вагонная, а также грузовая. При этом значение вагонной составляющей, прописанной в методике, у нас равно нулю, поскольку ЖДЯ не являются собственником грузового подвижного состава», – пояснил «Гудку» главный экономист компании Василий Гаврильев. Комментируя перспективы ежегодной индексации тарифов на железнодорожные перевозки, заместитель генерального директора по экономике и финансам Александр Пелешатый отметил, что говорить об этом преждевременно до определения эксплуатирующей организации на участке Томмот – Якутск. «Сейчас как бы по умолчанию считается, что владельцем инфраструктуры и перевозчиком будет ОАО «АК «ЖДЯ», но официального решения пока нет. Этот вопрос должен обсуждаться во втором квартале 2007 года инвесторами на совещании в ФАЖТ Минтранса России. После принятия решения по данному ключевому вопросу компанией будет скорректирована программа долгосрочного развития, в том числе и планируемые индексы роста тарифов», – рассказал «Гудку» Александр Пелешатый.

© газета «Гудок», 28.02.2007