Как известно, эффективная работа современной транспортной компании невозможна без трех основных составляющих: качественной техники, перспективных технологий и профессиональных кадров. Об этих и других аспектах развития ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» в канун 15-летия перевозчика «Транспорт» беседует с генеральным директором компании Василием Шимохиным.

shimohin

ВАСИЛИЙ


ШИМОХИН:

 

«Для роста эффективности есть

внутренние резервы»

«Транспорт»: Василий Владимирович, говоря о перспективном развитии «Железных дорог Якутии» прокомментируйте, пожалуйста, решения недавнего заседания Совета директоров компании.

— Весной Совет директоров одобрил инвестиционную программу на ближайшую перспективу. Документ прежде всего касается тягового подвижного состава. Во-первых, он предусматривает завершение программы модернизации магистральных тепловозов и, во-вторых — начало реализации аналогичной программы в рамках инвестиционного проекта по модернизации парка маневровых тепловозов. В настоящее время компания активно работает над этим проектом: определяются источники финансирования, прорабатываются вопросы стандартизации данного оборудования, подбираются производственные мощности. Вероятнее всего, работы по модернизации будут проводиться на Уссурийском локомотиворемонтном заводе. Предварительно есть решение, что модернизацию пройдет опытная партия из трех тепловозов. Оно вытекает из рекомендаций рабочей группы, куда вошли специалисты отраслевых институтов ВНИКТИ и ВНИИЖТ, в которых говорится, что для эффективной комплексной оценки результатов необходим анализ данных по эксплуатационным затратам по меньшей мере 3-4 машин. По итогам этого анализа будут приниматься дальнейшие решения о ходе модернизации.

«Транспорт»: Как обстоят дела с развитием инфраструктурного хозяйства дороги, в том числе в связи с продолжением ее строительства?

— Действительно, мы ведем модернизацию не только подвижного состава. На 2009-2011 годы правительство Республики Саха (Якутия), как один из акционеров нашей компании, выделило более 1 млрд рублей на доведение уже построенной линии Беркакит—Томмот до более современных параметров. Так, в текущем году приступаем к модернизации станции Денисовская, где будут внедрены современные системы СЦБ. Закончена разработка проекта реконструкции станции Нерюнгри-грузовая — стыковой с инфраструктурой ОАО «РЖД», и до конца года мы планируем приступить к его реализации.
Кроме того, как вы отметили, Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» активно продолжает строительство дороги к Якутску. В этом году мы надеемся, и в принципе с Росжелдором мы начали отрабатывать вопрос, чтобы строительные грузы подавать нашими силами в голову укладки. Это более 200 км уже уложенного пути, и мы хотим постепенно обкатывать железную дорогу, расставлять своих сотрудников дежурными по станциям с организацией второго диспетчерского круга. Тем самым мы начнем «точечную селекцию» специалистов, которые в будущем будут заниматься эксплуатацией этого нового участка магистрали. В этом случае в 2013 году мы не окажемся в ситуации, когда на следующий день после подписания акта приемки в эксплуатацию 500-километровой линии Томмот — Якутск нужно будет единовременно найти и расставить по рабочим местам 350-400 квалифицированных железнодорожников. Оставшиеся до ввода линии годы позволят нам их подготовить и «обкатать».
В то же время нерешенным остается вопрос о расширении локомотивного депо в Алдане. Это на ближайший год становится для нас одной из первостепенных задач. Согласитесь, гонять машины для обточки колесных пар за 500 км, в Тынду, — это очень неэффективно. Нужен пункт обточки, и логично разместить его в серединной точке линии. Проект третьей очереди депо подготовлен и уже прошел экспертизу. Помимо собственно строительства цеха обточки колесных пар он подразумевает значительную реконструкцию инфраструктуры депо с возведением новой электроподстанции и оценивается в порядка 600 млн рублей. Источники финансирования пока не определены. Но поскольку к 2013 году нам необходимо это депо иметь, активный поиск средств продолжается. Мы рассматриваем различные варианты привлечения инвестиций. Как один из них — возможна допэмиссия акций компании в пользу акционеров.

1Еще одна первостепенная задача на ближайшую перспективу — мы должны решить вопрос существенного увеличения заработной платы. Пока молодежь, которая приходит работать в «Железные дороги Якутии», имеет зарплату ниже, чем у коллег на Дальневосточной железной дороге. Сохранить кадровый потенциал в таких условиях нам будет сложно. Мы ставим задачу к 2013 году поднять зарплату вдвое. Подчеркну, что речь не идет об автоматическом увеличении фонда заработной платы за счет индексации тарифов на услуги компании. В настоящее время по каждой службе ведется поиск внутренних резервов: энергосбережение, сокращение издержек, аренда локомотивов сторонним организациям, оптимизация кадрового состава. Опыт разработки в прошлом году антикризисной программы показал, что такие резервы есть. В итоге к моменту открытия движения на всем протяжении АЯМа мы должны быть высокоэффективной компанией с хорошей внутренней экономикой, надежным кадровым потенциалом.

«Транспорт»: Уточняющий вопрос по тяговому подвижному составу. Пока речь идет лишь о модернизации локомотивов с пробегом. Когда можно будет говорить о закупке новых машин?

— Думаю, что от модернизации к развитию парка мы перейдем после 2013 года. Надеемся, что к тому времени отечественные машиностроители предложат адекватный суровым климатическим условиям Якутии технологический продукт.
«Транспорт»: Еще один вопрос об инфраструктуре, но уже о перспективной. Окончательное решение по мосту через Лену принято?
— С приходом в Нижний Бестях на правый берег Лены железная дорога решает многие транспортные вопросы региона. Но это не конечный транспортный продукт, который задумывался изначально. Дорога должна прийти в Якутск, где расположены большой порт, крупная нефтебаза и т. д. Действительно, одним из сдерживающих моментов, как известно, является строительство через Лену совмещенного железнодорожно-автомобильного моста протяженностью 3 км. В соответствующей федеральной целевой программе он прописан с началом строительства в 2012 году. С нормативным сроком строительства в зависимости от варианта проекта — до 5 лет. Выбор варианта продолжается. Правительство Республики Саха (Якутия) предпринимает усилия, чтобы хотя бы часть работ по данному проекту была перенесена в рамках ФЦП на 2011 год, чтобы минимизировать временной зазор между приходом дороги в Бестях и сдачей в эксплуатацию моста. Следует понимать, что и за мостом предстоит построить заход в Якутск — это еще порядка 100 км.

«Транспорт»: Дорога придет в Нижний Бестях. Какое инфраструктурное развитие предусмотрено в этой точке?

— Сам Нижний Бестях не предусматривает какого-то сверхмасштабного развития. Стандартная станция с полным комплексом инфраструктуры для оборота подвижного состава. Кроме того, в районе станции под управлением недавно созданного «Якутского логистического центра» будут размещаться небольшие площадки для разгрузки и открытого хранения. По всей видимости, с завершением строительства автомобильной дороги грузопоток в/из Магадана также пойдет через этот центр.

«Транспорт»: Около полугода назад в регионе начались работы по организации подходов к «точкам» роста, образующихся в рамках проектов развития Южной Якутии. Каков будет статус этих подходов?

— За эти полгода эта тема действительно была детально проработана с каждым потенциальным грузовладельцем. И вопросы по техническим условиям по развитию станций примыкания подъездных путей к нашей магистральной инфраструктуре можно считать решенными. Что касается статуса этих путей: поскольку строиться они будут за счет средств федерального бюджета, у всех участников процесса и у Росжелдора, и у правительства РС(Я), и у грузовладельцев, и у нашей компании - есть четкое понимание, что от нашей станции до технологической станции это будут пути общего пользования. Владеть ими и эксплуатировать их будет ОАО «АК «ЖДЯ». От технологической станции до собственно комбинатов пути будут и строиться, и эксплуатироваться предприятиями самостоятельно.

2

«Транспорт»: Оперативные результаты работы компании за первый квартал, за 4 месяца, позволяли говорить о положительной динамке объемов перевозок. Сегодня можно говорить о позитивных прогнозах на год? И рассматривается ли в этом случае прибыль как инструмент реализации инвестпрограммы компании?

— Следует помнить, что доходный и расходный бюджеты компании имеют свою специфику. На начало и конец года обычно приходятся «пики» объемов перевозок, в то время как летом часть грузов объяснимо перетекает на речной транспорт. Вместе с тем именно летом мы несем основные затраты по путевым работам, расходуя большую часть заработанных в первом полугодии средств.
По тем объемам, которые просматриваются по результатам работы за полугодие, можно сказать, что по итогам года динамика объемов перевозок будет положительной. Говорить о прибыли как о некоем значимом инструменте инвестиций я не могу, поскольку это несколько миллионов рублей, которые ничего не решают, а сами услуги компании и тарифная политика не рассчитаны на высокую рентабельность. Наша задача - возить груз, а повышение расценок приведет к росту транспортной нагрузки на грузоотправителя.

«Транспорт»: Вернемся к объемам перевозок. Рост показывают массовые грузы — уголь, налив, строительные материалы. А как развивается проект линейного контейнерного сервиса, который компания запустила совместно с ОАО «ТрансКонтейнер»?

— Работа с «ТрансКонтейнером» ведется, но ведется очень вяло. И мы не исключаем, что на данном направлении может появиться другой оператор.

«Транспорт»: Вы уже упомянули о поддержке со стороны региональной власти. Очевидно, правительство РС(Я) держит руку на пульсе работы компании…

— Раз в квартал на самом высоком республиканском уровне рассматривается и ход строительства дороги, и вопросы ее текущей эксплуатации. И регион не только контролирует, но и всячески поддерживает транспортный проект, значение которого для республики сложно переоценить. Кроме поддержки, о которой я уже упомянул, в этом году Правительство выделяет порядка 30 млн. руб. на долевое строительство служебного жилья для сотрудников ЖДЯ. Решен вопрос о строительстве 47-квартирного дома за счет средств республики для работников компании в Нижнем Бестяхе. Более того, в этом году здесь примет первых студентов железнодорожный техникум. Строительство учебного заведения и общежития для студентов и преподавателей взял на себя регион.

© Аналитический журнал "ТРАНСПОРТ" (№7-8 (30) Июль 2010 г.)