АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ЯКУТИИ

Версия для
слабовидящих
Новости

Самый северный экспресс: особенности путешествия на поезде в межсезонье 13:30 23 ноября 2019 г. Якутия Daily

25 ноября 2019 г.

Суровый северный климат диктует свои условия во всем, привнося особый колорит в любое путешествие по Якутии. Журналисты решили на себе проверить, каково это — уехать на поезде в Алдан в минус тридцать, да еще и в межсезонье.

Удобно и дешево

Сейчас, когда Лену сковал лед, но зимняя переправа еще не открылась, на другой берег можно попасть на воздушной подушке — «Хивусе». Отметим, что в межсезонный период «Железные дороги Якутии» приостанавливают мультимодальные перевозки, соответственно, продажа единого билета прекращается. Билеты на «Хивус» можно приобрести у партнеров железнодорожников в кассе в 202-м микрорайоне Якутска и на берегу в зале ожидания Нижнего Бестяха, откуда курсирует бесплатный автобус до ТЦ Нижний Бестях (клуб) и обратно на берег каждые 30 минут. А тем временем на станции состав из тепловоза и пяти вагонов стоял, что называется, под парами. На вокзале провожают своих друзей и родных жители левобережья. Вот группа парней из Павловска. — Едем поездом в Алдан уже не первый раз, очень понравилось, железная дорога — это очень удобно. Приехали на станцию за полчаса на машине с друзьями. В Алдане встретят уже другие друзья, хотим покататься на лыжах, там снега много… Потом назад поездом, дешево, романтично и удобно! — делятся ребята.

Романтика железной дороги

На перроне небольшой состав провожает начальник вокзала станции Нижний Бестях Наталья Владимировна Кулагина. Она 16 лет работала в РЖД в Челябинске. На Север приехала в мае этого года и сразу попала в «горячую точку» — станцию Нижний Бестях, которая только готовилась принять в июле долгожданный первый пассажирский поезд.  Здесь Наталья, как специалист, получила квартиру. На вопрос, тяжела ли работа, ведь все пришлось создавать с нуля, отвечает: — Работа интересная, есть еще много проблем, но мы прорвемся! Началась посадка. С помощью съемного деревянного настила первым в вагон провели маломобильного пассажира, его подвез на инвалидной коляске работник станции. Начальник поезда Наталья Шаботинец проводила особого пассажира до купе. Надо отметить, что из Нерюнгринского и Алданского районов в Якутск едет множество желающих поправить здоровье в столичных больницах и Медцентре. Много бывает маломобильных граждан. Для них работники ЖДЯ стараются предусмотреть и инвалидные кресла, и пандусы для спуска-подъема, ну, а там, где это пока не сделано, подставляют в буквальном смысле свои сильные руки и плечи, помогая добраться до поезда. Наш 31-й вагон шел в этом составе до Нерюнгри вместе с общим, еще одним купейным и плацкартным. Дежурной по вагону с утра была проводник Ольга Никишина, в два дня ее сменила Наталья Рыженкова. Обе женщины раньше работали в магазинах: одна в Нижнем Куранахе, другая в Томмоте. Когда узнали, что в «Железные дороги Якутии» набирают проводников, решили попробовать. И вот, пройдя обучение, медицинскую комиссию, уже ездят в рейсы до Нижнего Бестяха. И им самим, и первым пассажирам этот маршрут был в диковинку. Как рассказывают проводницы, некоторые поначалу целыми семьями садились в поезд и просто ехали на экскурсию. Им было любопытно проехать по Южной Якутии, испытать на себе невероятную возможность романтики железных дорог. До наступления холодов составы были переполнены, якутяне возвращались из отпусков, так что были рейсы, когда даже не хватало билетов для всех желающих. Сейчас народу стало меньше, на что влияет и неблагоприятный сезон ледостава, когда непонятно, каким средством преодолевать реку… Но зато поезд идет точно по расписанию, на его движение не влияют ни морозы, ни оттепель. Правда, река — преграда капризная. Однако, когда она встанет, переправа по зимнику для пассажиров упростится. Из вагона они пересядут в автобус и сразу поедут в Якутск. Хоть и трудна работа проводников (надо угодить каждому пассажиру, одним холодно, другим жарко, часто ездят дети, которые порой шумят, кому-то мешают, сорят, значит, и с ними надо найти общий язык), женщинам она нравится. Кстати, 31-й купейный — хозяйками которого Наталья и Ольга считаются в этом рейсе, вагон далеко не новый, не современный, но очень чистый, с белоснежным постельным бельем, горячим титаном, звенящими в подстаканниках стаканами (атрибутом вагонного чаепития), необходимыми туалетными принадлежностями. В целом, проводниц работа устраивает, хотя дома не бывают по 15 суток, зато потом есть столько же времени и отдохнуть, и все домашние дела переделать.

«А большего нам и не надо…»

У начальника поезда Натальи Шаботинец обязанностей больше. Если проводницы, сменившись, могут лечь спать, то ее отдых не назовешь спокойным. В 4.30 подъем, осмотр и подготовка вагонов, контроль за пожарной безопасностью, работой проводников и передвижением пассажиров, она же обеспечивает их посадку и выход на станции. Если же ночью кто-то садится в поезд, то оформляет билеты. Но на трудности и усталость Наталья не жалуется, привыкла. 17 суток длится ее вояж, а дома ждет сынок — будущий железнодорожник, уж очень он любит примерять мамин форменный пиджак. С гордостью Наталья Михайловна продемонстрировала одну из своих наград — юбилейный знак «В ознаменование 385-летия вхождения Якутии в состав России». «Как же немного надо для удовлетворенности своей работой», — подумала я в этот момент. — А чего-то большего хотелось бы? — задаю вопрос Наталье. — У меня все есть, живу в Нерюнгри, ходим в бассейн, на батуты сына вожу, в тренажерный зал. Знаю, что это оплачивается профсоюзным комитетом и администрацией нашей компании. В Алдане очень хороший медицинский центр, мы медкомиссию проходим как для запуска в космос. Вот еще бы Василий Владимирович Шимохин, наш генеральный директор, приобрел аппаратуру для МРТ, тогда о здоровье можно было бы вообще не беспокоиться. Такого аппарата нет ни в Нерюнгри, ни в Алдане. И всем жителям приходится ездить в другие города, чтобы получить снимки и описание магнитно-резонансного томографа. Знаю, что в Алдане, Нижнем Бестяхе, Томмоте активно строится жилье для железнодорожников. Мне не требуется, а специалистов обеспечивают квартирами. Это здорово! — делится начальник поезда. Так, за беседами, самый северный экспресс России вез нас сквозь глухую тайгу по совершенно необжитым километрам к месту назначения.

Ресторан, пирожки и уют

Особое место в репортаже хочется уделить еще одному вагону — ресторану. Это новшество в ЖДЯ было введено недавно.  Пассажирам теперь не надо тащить с собой сумку с провиантом, в ресторане, который работает с 11 утра до 11 ночи, всегда вкусная еда. Повар Сергей Левин и директор ресторана Валентина Афонина обслуживают всех посетителей без перерыва на собственный обед. Оба работника из Тынды. Валентина Александровна открывала эту дорогу, еще когда конечной была станция Кердем. — Много поездив по разным российским железным дорогам, могу сказать с полной уверенностью, что народ здесь, в Якутии, очень хороший, неприхотливый, добрый, вежливый и благодарный. Чего не скажешь о других направлениях, — говорит директор ресторана. Семь вечера, уже темно, наш поезд подошел к станции Томмот. Здесь он значительно вырос, и наш 31-й вагон оказался в самом хвосте длинного состава. В Алдан мы прибыли точно по расписанию в 22.09, потревожив тишину и оживив город возгласами встречающих и провожающих. Вокзал гудел, как разбуженный улей, кто-то был счастлив встречей, кто-то предстоящими лыжными гонками, а кто-то, увы, грустил, расставаясь…

Ольга Жукова. 
Источник © Yakutia-Daily.ru Ссылка: https://yakutia-daily.ru/samyj-severnyj-ekspress-osobennosti-puteshestviya-na-poezde-v-mezhsezone/