Для ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» (ЖДЯ) транспортная инфраструктура отдаленного региона оказалась и тормозом в продвижении грузов, и возможностью заработать. Об итогах работы в прошлом году и перспективах компании в коротком интервью «Гудку» рассказал генеральный директор ЖДЯ Василий ШИМОХИН.

•  Василий Владимирович, ЖДЯ - важная транспортная артерия для экономики Якутии. Расскажите, что перевозит компания?

•  Наша железная дорога позволяет гарантированно круглый год доставлять грузы потребителям. В прошлом году мы перевезли около 1,8 млн тонн грузов. При этом по ЖДЯ не только завозятся грузы в Якутию. В обратном, как у нас его называют южном направлении, в абсолютных величинах груза перевозится даже несколько больше.

Пока это преимущественно уголь с якутских месторождений. В прошлом году мы перевезли 1000 тыс. тонн твердого топлива именно сторонним потребителям. При этом внутренние перевозки угля для нужд ЖКХ составили порядка 150 тыс. тонн. В ближайшее время мы рассчитываем привлечь к перевозке значительное количество контейнерных грузов. Прежде всего речь идет о продукции деревообрабатывающего комплекса, который активно развивается в регионе.

Что касается завоза в Якутию, то в прошлом году мы привезли сюда порядка 137 тыс. тонн нефтеналивных, более 133 тыс. тонн контейнерных грузов и около 200 тыс. тонн продовольственной, строительной и прочей продукции.

•  Компания перевезла столько, сколько запланировала?

•  Несмотря на то, что по итогам прошлого года нам удалось почти вдвое - с 12 млн руб. в 2005 году до 20 млн руб. в 2006 году - увеличить прибыль предприятия, можно сказать, что ЖДЯ могли бы сработать лучше. Анализ результатов основной деятельности показал, что мы впервые за несколько лет снизили объем перевозок. Снижение составило около 8% по сравнению с 2005 годом. Основных причин здесь две. Во- первых, железнодорожная компания пока находится в некоторой зависимости от инфраструктурных
возможностей региона. Как я уже сказал, линия работает круглый год в любую погоду, но пока она не достроена до Якутска, груз на конечной станции Томмот переваливается на автомобильный транспорт. Здесь-то и произошел сбой: федеральная трасса «Лена» из-за дождей оказалась в неудовлетворительном состоянии
и была официально закрыта с середины августа до конца сентября. В результате на станции Томмот в ожидании выгрузки скапливались сотни вагонов, в том числе с контейнерами. Это затормозило оборот вагона и соответственно негативно сказалось на грузообороте компании, а весь грузопоток был переориентирован в
речной порт Усть-Кут и доставлен водой в Якутск.

Во-вторых, в прошлом году не справился с планом погрузки энергетических углей ряд малых угольных разрезов Якутии. Из-за снижения реализации твердого топлива объем его перевозок оказался вдвое ниже запланированного, и лишь к концу года нам с трудом удалось войти в план.

- За счет чего ЖДЯ планируют наращивать объемы перевозок в ближайшем будущем?

- Планируется, что объем перевозок традиционных для компании грузов - угля, налива, контейнеров, продовольственных товаров - в 2007 году составит порядка 1,9 млн тонн. Значительного прироста мы ожидаем за счет перевозок строительной и трубной продукции. По территории Якутии пройдет 1300- километровый участок трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан. Это порядка 300 тыс. тонн
трубной продукции и монтажных материалов, которые будут завозиться по ЖДЯ. Соответствующие договоры со строителями уже подписаны. На всех станциях нашей дороги готовятся специальные площадки для разгрузки и складирования труб. С учетом этого проекта объем перевозок ЖДЯ в 2007 году может превысить 2,0 млн тонн грузов.

Вместе с тем продолжается строительство самой железной дороги в направлении Якутска. И снабжение этого проекта материалами верхнего строения пути также будет осуществляться по нашей линии. Компания уверенно смотрит в будущее.

© газета «Гудок», 30.03.2007