О роли железнодорожного сообщения в развитии экономики Якутии «Транспорту» рассказал министр транспорта, связи и информатизации республиканского правительства Семен Винокуров.

vinokurov

СЕМЕН


ВИНОКУРОВ:

 

«Значимость магистрали для республики сложно переоценить»

«Транспорт»: Семен Викторович, в эти дни железнодорожная компания «Железные дороги Якутии» отмечает свое 15-летие. Оцените, пожалуйста, место, которое компания заняла в экономике региона, и роль АЯМа в перспективном развитии Якутии.

— С момента прихода первого поезда на станцию Алдан в 1991 году по настоящее время перевезено более 23 млн тонн народно-хозяйственных грузов. Начиная с 2004 года по линии Беркакит — Томмот ежегодно в прямом сообщении с общей сетью дорог РЖД перевозится примерно 2 млн тонн грузов, в том числе свыше 1 млн тонн угля на экспорт и внутрироссийский рынок. По нашей дороге обеспечивается транспортировка угля для жизнеобеспечения Алданского района.
1 сентября 2004 года открылось регулярное пассажирское сообщение между станцией самой северной республики России и общей сетью железных дорог ОАО «РЖД». Со станции Томмот курсируют беспересадочные прицепные вагоны в направлении Томмот — Нерюнгри, Томмот — Москва, Томмот — Хабаровск, Томмот — Благовещенск. Открыты кассы по продаже пассажирских билетов на станциях Алдан и Томмот с включением в российскую систему «АСУ-экспресс». Для нашей компании, до того времени занимавшейся исключительно грузоперевозками, это событие стало важным шагом на пути создания полноценной железнодорожной инфраструктуры на территории Республики Саха (Якутия).
При поддержке правительства республики был приобретен современный подвижной состав, отвечающий высоким требованиям обеспечения безопасности и комфорта перевозки пассажиров. Построены вокзалы на станциях Алдан и Томмот. Пуск пассажирских поездов на участке Томмот — Нерюнгри — одно из самых значительных событий в жизни республики. Ввиду социальной значимости данного вида перевозок предприятию оказывается государственная поддержка из федерального и регионального бюджета в виде субсидий на частичное возмещение потерь в доходах от перевозок пассажиров.
Дальнейшее развитие дороги и формирование ее доходов напрямую связаны с увеличением объемов перевозок за счет освоения новых месторождений минерально-сырьевой базы республики и развития производственных мощностей на Южной Якутии.

«Транспорт»: Какую роль предстоит сыграть железнодорожному транспорту в формировании транспортного узла в столице республики?

— Роль магистрали для развития республики сложно переоценить. Можно смело сказать, что дальнейшая индустриализация, социально-экономическое развитие Якутии, эффективное использование ее богатых сырьевых ресурсов полностью зависят от ввода в эксплуатацию этой линии.
По большому счету можно прогнозировать существенный рост грузооборота с самого начала ее эксплуатации — тогда весьма снизится уровень сезонной доставки грузов, которые раньше можно было отправлять исключительно речным транспортом. Это не только многократно снизит расходы на обеспечение так называемого северного завоза, но и может сделать такое понятие неактуальным в принципе, так как республика перестанет зависеть от сезонной доставки многих номенклатур грузов. Кроме того, вырастут круглогодичные перевозки инертных строительных материалов в Якутск, Алдан, Томмот и Нерюнгри. Благодаря тому, что железнодорожные тарифы на перевозки указанных грузов будут гораздо ниже автомобильных (а сейчас альтернативы автотранспорту практически нет), существенно выиграет строительная отрасль. В целом с приходом железной дороги в Якутск 47% территории республики будет иметь всесезонную транспортную доступность. С завершением строительства магистрали безопасным и экономичным видом транспорта, действующим круглый год, будут обеспечены центральные, восточные и западные районы Якутии с охватом 85% населения. Для наших пассажиров и транспортников впервые появится возможность в любое время поехать или отправить груз по вполне доступным тарифам в любой населенный пункт как России, так и зарубежья.
Совмещенный железнодорожно-автомобильный переход через Лену обеспечит круглогодичную связь столицы республики и ее левобережной территории с железными дорогами всей России, соединит в единую транспортную сеть федеральные автодороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», обеспечив постоянное сообщение между Республикой Саха (Якутия), Амурской, Магаданской, Иркутской областями и Хабаровским краем.
Существенно изменится работа Якутского речного порта: сократится число порожних рейсов судов вверх по Лене; рейсооборот речных судов уменьшится на 4 тыс. км по сравнению с ныне действующим вариантом от порта Осетрово; не менее чем на треть увеличится производительность судов в короткий период арктической навигации.
Продвижение железнодорожного пути к столице Якутии будет способствовать замещению дорогостоящих автомобильных доставок грузов (с применением паромных переправ и перевалкой грузов на речные суда) более экономичным и постоянным железнодорожным сообщением.

«Транспорт»: Оцените сегодняшнюю ситуацию с продвижением строительства и прогнозы по его завершению. В том числе — решение по строительству мостового перехода через реку Лену.

— В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года №553 «О мерах по продолжению строительства железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск» продолжается строительство пускового комплекса Томмот — Якутск (Нижний Бестях, правобережье) с объемом финансирования 49,4 млрд рублей (2005-13 годы), в том числе из федерального бюджета — 28,7 млрд рублей, из средств Республики Саха (Якутия) — 16,6 млрд рублей, из средств ОАО «Российские железные дороги» — 4 млрд рублей. Генеральный подрядчик ЗАО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» обязуется завершить работы в декабре 2012 года. Набранные темпы строительства обеспечивают введение объекта в указанный срок.
Всего с начала строительства освоено капвложений на сумму 25,6 млрд рублей, с начала текущего года — 2,87 млрд рублей. Уложено 314,5 км железнодорожного пути из 437 км по проекту.
Целевыми задачами на 2010 год являются укладка 100 км верхнего строения пути, что составит 386,2 км с начала строительства (88,4% от проекта), сдача 140 км земляного полотна под укладку верхнего строения пути, вертикальная планировка объектов на ст. Нижний Бестях, укладка магистрального кабеля связи и выполнение монтажа устройства связи на протяжении 374 км, организация строительства объектов промышленно-гражданского назначения станции Нижний Бестях. Численность работающих на стройке в отдельные периоды, в зависимости от сезона, составляет 1,2-4 тыс. человек, в работе занято более 300 единиц дорожно-строительной техники.
Во исполнение поручения Владимира Путина Минтрансом России внесен на согласование в Минэкономразвития России, Минрегион России, Минфин России, Минюст России проект постановления о внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-15 годы)», предусматривающий синхронизацию строительства отдельных объектов железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск. В соответствии с данным проектом планируется строительство второго пускового комплекса от ст. Правая Лена до Якутского речного порта на левом берегу реки Лены, определены источники финансирования по годам строительства.

znachimost

«Транспорт»: Как в правительстве оценивают приход в компанию основного акционера в лице РЖД, что изменилось с включением представителей госкомпании в состав директоров АК «ЖДЯ»?

— «Российские железные дороги» увеличили свою долю участия в капитале ЖДЯ в конце 2007 года. До этого отношения между компанией и РЖД строились по двустороннему соглашению в области перевозок между двумя структурами железно-дорожного транспорта общего пользования. Сейчас взаимодействие происходит практически также. Но уже с апреля 2008 года перевозочный процесс двух инфраструктур осуществляется по единой технологии с расчетом и взысканием платежей за весь путь следования «в одно окно» и последующим распределением доходов от перевозки.
Увеличение доли РЖД в ОАО «АК «ЖДЯ» оказало исключительно положительное влияние на сотрудничество. Благодаря участию РЖД компания получает дополнительные возможности для своего развития. Компании оказывается поддержка в реализации инвестиционных проектов в области модернизации подвижного состава, усилении транспортной инфраструктуры. Появился единый подход в области финансовой и тарифной политики, внедрена система унифицированного документооборота. Как акционер, холдинг «РЖД» заинтересован в росте прибыли ОАО «АК «ЖДЯ», и, исходя из этого, на протяжении нескольких последних лет специалисты госкомпании помогают определять как текущие задачи, стоящие перед ЖДЯ, так и ее дальнейшие перспективы с учетом «Стратегии развития железных дорог РФ на период до 2030 года» и федеральной целевой программы по развитию транспортной системы России.

«Транспорт»: Известно, что республика предусмотрела дополнительные финансовые средства на «доводку» уже построенной и эксплуатируемой инфраструктуры. О какой бюджетной поддержке можно говорить в более отдаленной перспективе?

— С 2009 года с привлечением средств ОАО «Республиканская инвестиционная компания» начата реализация программы по завершению строительства действующего в режиме временной эксплуатации железнодорожного участка Беркакит — Томмот. Из предусмотренных на период 2009-12 годов 1,03 млрд рублей планируется выполнить работы, обеспечивающие безопасность движения поездов: замена шпал, электрическая централизация стрелок и сигналов, прокладка оптико-волоконной линии связи на участке Нерюнгри-Грузовая — Томмот, строительство объединенного пункта коммерческого осмотра вагонов на пункте передачи повагонных и контейнерных отправок в Нерюнгри и др.
В дальнейшем программа мероприятий будет продолжена в рамках утвержденных республиканских программ.

© Аналитический журнал "ТРАНСПОРТ" (№7-8 (30) Июль 2010 г.)