На протяжении последних пяти лет с момента открытия пассажирского сообщения объемы перевозок пассажиров по Амуро-Якутской магистрали неуклонно растут. О планах по развитию пассажирского комплекса региона «Транспорту» рассказал главный ревизор ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» Василий Исаев.

isaev

 

ВАСИЛИЙ


ИСАЕВ:


«Рассчитываем на удвоение

пассажиропотока»


«Транспорт»: Василий Васильевич, сколько пассажиров перевезено в 2009 году, какова динамика относительно 2008? И какие прогнозы по объемам перевозок пассажиров в текущем году можно сделать по итогам I квартала?
— Всего за прошедший год мы перевезли 130,2 тыс. пассажиров. Это на 16,4% больше, чем годом ранее. Пока могу сказать, что в I квартале 2010 динамика сохраняется примерно на уровне прошлого года. Если сравнивать с 2005 годом, когда было открыто пассажирское движение по нашей дороге, объемы перевозок пассажиров возросли на 54%.
К слову, решение правительства о субсидировании авиаперевозок пассажиров из удаленных регионов в центральные на ситуацию не повлияло — у нас перевозки пассажиров растут не столько за счет местного населения, сколько за счет кадровых ресурсов, которые вахтовым методом задействованы на новостройках региона. Речь здесь идет об объектах, реализуемых в рамках государственной программы комплексного развития Южной Якутии.
Сначала пассажиропоток обеспечивали специалисты, принимающие участие в возведении линейных объектов: якутского участка трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан, газопровода Якутия — Хабаровск — Владивосток. Сейчас в регионе началась работа по целому ряду объектов, ввод которых намечен на 2014 год. Среди них, например, Таежный горно-обогатительный комбинат, Канкунская гидроэлектростанция, Инаглинский угольный комбинат, Эльконтский горнометаллургический комбинат. По нашим прогнозам, с вводом этого комплекса перевозки пассажиров возрастут более чем вдвое по сравнению с результатами 2009 года. 

«Транспорт»: Наряду с пассажирскими, в схеме движения задействованы и багажные вагоны?

— Да, и за последний год перевозка багажа и грузобагажа нами усилена. В январе 2010 года совместно с ООО «Якуттрансагентство» были организованы железнодорожные перевозки грузов почтово-багажными вагонами в Москву, Благовещенск, Хабаровск, Новосибирск. Это наиболее быстрый способ доставки грузов на большие расстояния. При этом есть возможность доставки груза зимой в теплом отсеке вагона, что очень важно для северного края. Срок доставки груза из Москвы до Томмота по такой схеме — примерно семь суток. 

«Транспорт»: Как строится взаимо действие ОАО «АК «ЖДЯ» с ОАО «РЖД» по организации пассажирских перевозок?

— С 2005 года между компаниями действует специальное соглашение, которое регламентирует порядок взаимодействия двух перевозчиков по вопросам пассажирских перевозок, а также ряд агентских договоров, в том числе по использованию электрон ной билетной системы «Экспресс».
Технологически цепочка взаимодействия выглядит следующим образом: по станции Нерюнгри-Пассажирская происходит смена локомотивов, и далее по инфраструктуре ЖДЯ состав продвигается локомотивами нашей компании. При этом семь вагонов, принадлежащих ЖДЯ, используются на участках Томмот — Нерюнгри и Томмот — Тында. Базовым предприятием для этих составов является вагонное депо Томмот, где проводится ремонт в объемах ТО-2 и с 2008 года ТО-3 и расположен собственный резерв проводников.
Кроме того, по нашей инфраструктуре курсируют беспересадочные вагоны, принадлежащие РЖД, от Томмота до Москвы, Благовещенска и Хабаровска. Частота их курсирования зависит от сезона. По зимнему графику на Хабаровск — дважды в неделю, на Благовещенск и Москву практически через день. На летний сезон график более насыщенный. При этом вагоны пользуются стабильным спросом, их заполненность составляет не менее 90%.
Следует подчеркнуть, что тарифы на пассажирские перевозки являются едиными и регулируются ежегодно соответствующими приказами Федеральной службы по тарифам. В то же время на перевозки по ЖДЯ распространяется система сезонного гибкого регулирования цен на билеты, действующая на сети РЖД. 

«Транспорт»: По данным некоторых СМИ, в планах компании — организовать регулярное пассажирское сообщение до ст. Кергюлях. Станет ли она последней промежуточной остановкой на АЯМе перед Нижним Бестяхом?

— К сожалению, в публикации, о которых вы говорите, закралась неточность. Действительно, в феврале была осуществлена рабочая поездка президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова по вновь построенной инфраструктуре АЯМа до станции Кергюлях. Она была посвящена осмотру строящегося участка и вопросам продолжения строительства магистрали. Именно этот поезд, в котором передвигалась рабочая группа, журналисты и назвали пассажирским.
На самом деле это была очередная контрольная поездка, а о вводе пассажирского движения речь пойдет лишь тогда, когда инфраструктура в рамках пускового комплекса до Нижнего Бестяха будет полностью построена, оснащена техническими средствами и принята в эксплуатацию. То есть, как записано в программных документах, не ранее 2013 года. Саму по себе станцию Кергюлях пока готовят как промежуточную точку для подачи строительных материалов и конструкций для продолжения строительства дороги. В последующем здесь намечается организация смены локомотивных бригад и обработки подвижного состава. Так что следующей пассажирской станцией после Томмота будет именно Нижний Бестях. 

«Транспорт»: О каком развитии пассажирской инфраструктуры в ближайшее время может идти речь?

— На сегодняшний день по всем раздельным пунктам предусмотрено возведение посадочных платформ для пассажиров, а на станции Нижний Бестях — строительство вокзального комплекса.

«Транспорт»: Забегая на несколько лет вперед, скажите, есть ли уже наработки по проекту железнодорожного вокзала в столице республики?

— В Якутске проектные организации уже подготовили проекты здания вокзала. Об окончательном выборе варианта действительно пока рановато говорить. По существующему титулу, как вы знаете, дорога придет только на правый берег Лены. А Якутск остается за рекой, и полной определенности с мостовым переходом пока нет. Соответственно, и насчет точки строительства вокзала принимать решение преждевременно. В любом случае традиционно выбор архитектурного решения для вокзального комплекса — это прерогатива президента республики.

«Транспорт»: Пассажирские линии имеют повышенные требования безопасности движения. Какую оценку АЯМу Вы можете дать как главный ревизор компании?

— Организация работы вполне удовлетворяет требованиям железнодорожного транспорта по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов. В то же время, разумеется, есть вопросы насчет состояния земляного полотна, что обусловлено климатическими условиями эксплуатируемой линии. Кроме того, существует масса технологических вопросов, связанных с относительной молодостью инфраструктуры. Согласно распоряжению президента республики о мерах по завершению строительства уже эксплуатируемого участка Беркакит — Томмот, только на 2009-11 год на достройку и введение различных технологических объектов, необходимых для максимально эффективной работы обслуживающего персонала магистрали, предусмотрено 1,27 млрд рублей.

© Аналитический журнал "ТРАНСПОРТ" (№5 (28) Май 2010 г.)

zadnik