С НОВОЙ ТЯГОЙ

ЖДЯ МОДЕРНИЗИРОВАЛИ ЛОКОМОТИВЫ

Компания «Железные дороги Якутии» тотально обновила парк магистральных локомотивов и приступила к модернизации маневровых машин. Технология модернизации с применением дизельных агрегатов компании General Electric уже принесла железнодорожникам ощутимые экономические результаты.

Прошлый год стал для ЖДЯ переломным в исполнении разработанной компанией в 2006 году программы технического перевооружения и модернизации локомотивного парка. Начиная со II полугодия прошлого года «Железные дороги Якутии» уже оперируют парком модернизированных локомотивов 2ТЭ-10 (14 секций). В первой половине 2010 года завершится модернизация последних двух секций ТЭ10.
По результатам 2009 года, по словам начальника службы локомотивного хозяйства компании Шухрата Ташпулатова, совокупные эксплуатационные расходы (затраты на ГСМ и ремонт, трудоемкость ТО, увеличение межремонтных пробегов) сократились на 20%. По потреблению топлива машины на четверть экономичнее таких же локомотивов, модернизированных с установкой российского дизельного двигателя семейства Д49.

Казахский опыт

Отметим здесь, что изначально, в 2005 году, когда перед ЖДЯ встала проблема обновления тягового подвижного состава, выбор решения не был очевиден. О закупке новых тепловозов речь не шла — российские производители не были готовы предложить современную и недорогую модель. И железнодорожники пошли путем сравнения доступных вариантов модернизации. Большая рабочая группа специалистов ЖДЯ отправилась в Казахстан, где ознакомилась с опытом эксплуатации модернизированных компанией General Electric (GE) по заказу казахстанского национального железнодорожного оператора «Казахстан темир жолы» (КТЖ) тепловозов 2ТЭ10М с установкой дизельного агрегата 7FDL. На тот момент в активе GE было уже около 200 локомотивов, модернизированных для железных дорог Казахстана. «Тогда мы воочию убедились в эффективности применяемой технологии и начали готовить соглашение об аренде такой машины для испытания в суровых условиях Якутии», — рассказал «Транспорту» вице-президент ЖДЯ Василий Загородский.
В мае 2005 года соответствующее соглашение было заключено, и компания приступила к одновременной эксплуатации 2ТЭ10, находившихся на балансе компании практически с момента ее создания, и казахского 2ТЭ10М. В это же время ЖДЯ арендовали у «Дальневосточной транспортной группы» локомотивы 2ТЭ10М, модернизированные с применением отечественного дизельного агрегата Д49. После года параллельной эксплуатации этих моделей, наблюдения за работой арендованных машин и скрупулезного подсчета эксплуатационных затрат якутские железнодорожники пришли к выводу, что в основу собственной программы модернизации парка следует закладывать технологию с установкой 7FDL.
Однако мониторинг был продолжен, и в августе 2007 года ЖДЯ при поддержке регионального правительства организовали в Якутске международную научно-практическую конференцию «Модернизация тепловозов — пути и решения», на которой ряд участников высказались в пользу отечественных технологий и производителей. Но по результатам мероприятия мнение в компании не поменяли — технология GE оставалась для ЖДЯ наиболее привлекательной. Первые секции отправились обретать вторую жизнь на локомотиворемонтный завод в Полтаве, где победившая в тендере на проведение модернизации якутских тепловозов GE организовала процесс. Кроме того, с GE было заключено дополнительное сервисное соглашение по сопровождению модернизированных локомотивов. Фактически в депо Алдан, где обслуживаются ТЭ10М, сформирован склад запасных частей и организовано постоянное представительство GE, где сотрудник американской компании осуществляет мониторинг эксплуатации локомотивов, контролирует и консультирует проведение плановых ремонтов.
Естественно, компания приняла решение унифицировать процесс техобслуживания парка. Технология модернизации GE была выбрана и для обновления маневровых тепловозов. В то же время произошла смена предприятия, проводившего модернизацию. Тепловозы теперь будут оснащать американскими силовыми агрегатами на Уссурийском локомотиворемонтном заводе, в предыдущие годы осуществлявшем капитальный ремонт якутских машин. Перенос процесса на российскую территорию принес дополнительные преимущества — удобство доставки дизельных агрегатов и комплектующих через порты Дальнего Востока и сокращение плеча перегона локомотивов из Якутии и обратно.

tygaВ декабре прошлого года здесь был модернизирован первый маневровый локомотив. Машину предстоит сертифицировать, но прежде она пройдет эксплуатационную обкатку на полигоне ЖДЯ. Для того чтобы максимально изучить и оценить поведение машины в условиях Якутии, тепловоз будет последовательно задействован в работе трех опорных станций АЯМа, различающихся по объемам работы и климатическим условиям.
По информации «Транспорта», взаимодействие ЖДЯ с КТЖ не ограничилось арендой модернизированного тепловоза. В настоящее время продолжаются консультации о возможных испытаниях на полигоне АЯМа локомотива ТЭ33А Evolution, построенного АО «Локомотив» (дочерняя компания КТЖ) по технологии GE (подробнее см., например, «Ковбой в степях Евразии» в «Транспорте» №9, 2008 г.).

Перспективный заказчик

На существующий объем перевозок и с учетом плеч обращения имеющегося парка локомотивов «Железным дорогам Якутии» достаточно. Но уже в ближайшей перспективе компания столкнется с очередным вызовом. Во-первых, в 2012 году железная дорога придет на правый берег Лены, вплотную приблизившись к Якутску (подробнее см., например, «Кто поедет по АЯМу» в «Транспорте» №12, 2008 г.), плечо перевозок увеличится. Во-вторых, через несколько лет начнется строительство подъездных путей к новым якутским месторождениям, а затем и их освоение в рамках проекта «Комплексное развитие Южной Якутии». Ожидаемый прирост объемов перевозок по железной дороге оценивается примерно в 12 млн твг.
Соответственно, необходимо наращивание парка тягового подвижного состава. По оценкам перевозчика, количество магистральных локомотивов нужно будет нарастить до 60 секций, маневровых — до 40 единиц. Что это будут за машины — вопрос открытый.
Затея с модернизацией уже отработавших свой срок машин доказала свою эффективность, но бесконечно скупать по сети и «поднимать» дизельный «секонд-хенд» компания вряд ли захочет.
Таким образом, через два-три года ЖДЯ вновь встанут перед выбором модели, способной удовлетворить технические и экономические требования компании. И выбрать будет из чего. К этому времени ожидается переход отечественных заводов к выпуску локомотивов нового поколения, возможно участие в тендерах производителей из СНГ — Украины и Казахстана.

© Аналитический журнал "ТРАНСПОРТ" (№1-2 (25) Январь-Февраль 2010 г.)